Поликлинника на дому (о пользе домашнего компьютера, соединенного с компьютером врача) стр 1

Сеть делает пользователя хозяином своего здоровья. Б.Гейтс
***************************************************************
Я лично, пишет Б.Гейтс, провел много часов в Сети, изучая сведения о болезнях, с которыми сталкивались мои родные и друзья. Просто поразительно, насколько подробную информацию можно там найти. С другой стороны, в Интернете полно шарлатанства, так что не стоит верить всему, что вы там обнаружите. Старайтесь оценивать компетентность людей и организаций, которые предоставляют информацию.
Со временем наличие в сети такого обилия сведений облегчит людям доступ к медицинской информации и повысит их ответственность за собственное здоровье. Глава администрации президента Картера Хэмилтон Джордан несколько раз сражался с раком. В первый раз он едва не сдался, но один из его друзей сказал: “Никто не заинтересован в том, чтобы ты выздоровел, больше, чем ты сам” - и убедил Джордана, что ему надо самому заняться своим лечением. Чтобы справиться с этой первой болезнью, которая, по мнению Джордана, была вызвана воздействием дефолианта “эйджент орандж”, применявшегося во время вьетнамской войны, Джордан штудировал медицинские книги по библиотекам. Десять лет спустя, заболев раком предстательной железы, он обратился к Интернету, стал настоящим экспертом в данной области медицины и принял активное участие в собственном лечении.
Глава корпорации Intel Энди Гроув приобрел схожий опыт, когда несколько лет назад тоже заболел раком простаты. Поискав в Интернете информацию по различным методикам лечения, он быстро понял, что по этой теме нет солидных сравнительных исследований. Тогда он решил заняться этим сам и написал настоящее научное исследование, основываясь только на собранных в Интернете “сырых” материалах!
Джордан, имея наследственную предрасположенность к раку простаты, выбрал хирургический метод лечения. Гроув, у которого был совершенно иной анамнез и иные обстоятельства, остановился на лучевой терапии. Важно, что оба пациента самостоятельно приняли осознанное решение, опираясь на квалифицированную медицинскую консультацию и результаты собственных изысканий.
Однако для больных Интернет - это нечто большее, чем источник медицинской информации. Люди, страдающие одной и той же болезнью, получают возможность общаться друг с другом, обмениваться опытом. Они не чувствуют себя одинокими в своей беде. Интернет связывает между собой больных из всех уголков мира, а онлайновые конференции служат удобным средством общения.
Центр онкологических исследований Фреда Хатчинсона в Сиэтле проводит эксперимент по созданию сообщества своих пациентов в Интернете, используя виртуальную реальность для создания “эффекта присутствия”. Виртуальное знакомство пациентов и их родных с Центром представляет собой в высшей степени ценный опыт: оно подготавливает пациентов к госпитализации так, чтобы место, где они будут лечиться, показалось им знакомым и уютным. Пациент и его родные могут посещать Центр через Интернет, совершать виртуальные трехмерные прогулки по отделению, знакомиться с информацией по разным темам, обсуждать с другими пациентами и их родными интересующие их вопросы. Когда пациент находится в клинике, родственники могут общаться с медиками в онлайновом режиме. Эти виртуальные возможности не заменяют, но существенно дополняют личные контакты.
Представим себе, сколько народу было вовлечено во всю эту бумажную волокиту. На каждого врача или медсестру, непосредственно занятых лечением его матери, приходилось не меньше десятка служащих в самых разных организациях - врачебных и больничных офисах, аптеках, органах социального обеспечения, службе бесплатной медицинской помощи, страховых компаниях. Так в прежние времена во время военных кампаний на каждого солдата в окопах приходилось по двадцать работников тыловых служб.
По оценкам большинства экспертов, из общей суммы ежегодных затрат на медицинское обслуживание в США, составляющей около триллиона долларов, от 20 до 30% тратится на работу с бумагами. В клиниках эта цифра достигает 40-50%. Всего одна неделя лечения больного в стационаре порождает до сотни страниц бумажных документов. Картина усугубляется тем, что около 13% из ежегодно выставляемых 1-2 миллиардов счетов возвращаются по причине их ошибочности
Forbes, 7 марта 1997 г., стр. 114.

Компьютер и врач
***************************************************
General Motors оснащает врачей карманными компьютерами.
Корпорация GM и компания Medscape, специализирующаяся на производстве медицинского оборудования, реализуют необычный совместный проект.
Имея в своем распоряжении карманный компьютер со всей необходимой информацией, врачу не придется тратить время на поиски истории болезни пациента или данных о совместимости различных лекарственных препаратов
В рамках проекта около 5 тыс. врачей, занимающихся лечением работников GM и членов их семей, получат в свое распоряжение карманные компьютеры. На них предполагается устанавливать систему медицинского учета Logician, разработанную Medscape. Это программное обеспечение позволяет работать с записями о состоянии здоровья пациентов, данными о страховках и выписанных счетах, а также получать справочную информацию. В GM надеются таким образом сократить число врачебных ошибок, а значит, и уменьшить расходы на медицинское обслуживание.
По словам представителей Medscape, только в США ежегодно около 900 млн. рецептов приходится выдавать повторно, так как пишутся они очень неразборчиво. Кроме того, как показало исследование, проведенное сотрудниками Гарвардского университета, количество ошибок в рецептах сокращается вдвое, если их выписывать не вручную, а на компьютере.
В GM полагают, что самый эффективный способ избежать роста затрат на медицинское обслуживание — это повысить его качество. В прошлом году корпорация потратила 4 млрд. долл. на лечение 1,2 млн. своих сотрудников и членов их семей по всему миру.
Имея в своем распоряжении карманный компьютер со всей необходимой информацией, врачу не придется тратить время на поиски истории болезни пациента или данных о совместимости различных лекарственных препаратов. Следовательно, уменьшается вероятность того, что будет выписан неподходящий препарат. Кроме того, врач сразу видит, покрывает ли страховка пациента плату за выписываемое лекарственное средство или нет.
Аналитик Giga Information Group Ричард Телеска полагает, что инициатива General Motors вызовет одобрение среди медиков: «Использование различных беспроводных устройств позволит врачам тратить меньше времени на поиск необходимой информации и уделять больше внимания пациентам». В декабре 1999 года были опубликованы результаты исследования, показавшего, что десятки тысяч американцев ежегодно умирают от врачебных ошибок, которых можно было бы избежать. С тех пор медицинская общественность широко обсуждает возможность использования высоких технологий для уменьшения числа таких ошибок.
Компьютер и врачи
О компьютерной технике, применяемой в медицине, сказаны миллионы слов. Единственное, о чем говорилось очень мало, так это о "личностных" взаимоотношениях врачей и компьютеров. Отношения эти явно не сложились и, словно у разведенных супругов, по-прежнему остаются холодными, в то время как большинство профессий уже не мыслит себя без компьютера. Попробуйте сегодня юриста лишить помощи программы "Консультант – плюс", а бухгалтера –"1С-бухгалтерия"... Что касается врачей, то они остались бедными родственниками, не вкусившими пирога компьютеризации. Быть может, со мной кто-то не согласится, но давайте обратимся к фактам. И для начала совершим краткий экскурс в новейшую историю.
Год 1980
В стране под названием СССР стало модным слово "автоматизация", которое касалось буквально всех отраслей производства. Не избежала модных веяний и медицина. АСУ появились и в этой отрасли, правда, чем именно они занимались, вряд ли кто мог объяснить доходчиво. В то время ведомственной больницей МПС был приобретен уникальный вычислительный медицинский комплекс, который был разработан во Франции и позволял делать рентген внутренних органов, после чего шла обработка на ЭВМ, и на экране монитора появлялся результат проведенного обследования. В то время об "ЭХО" никто не слышал, и техника, закупленная на валюту, производила впечатление чуда. Одна лишь "закавыка" – работать на этой чудо-технике, приобретенной на золотой запас страны, никто не мог. Просто не умел. Освоили комплекс по личным связям и для личных целей... физики Курчатовского института, где была создана медицинская лаборатория, а врач-рентгенолог больницы, хороший знакомый физиков, обучался работать у них, что для больницы оказалось очень выгодным.
Год 1985
Импортная техника еще не хлынула в страну на волне созданных кооперативов, и на отечественном рынке медицинской промышленности появились первые наметки наработок собственных технологий. Но самое удивительное, что разработки эти вновь велись не медиками, а инженерами. Одной из первых появилась лаборатория в МВТУ, которая стала заниматься подобного рода исследованиями. Чуть позже, в 90-е годы, на горизонте замаячили медицинские технологии, разрабатываемые предприятиями ВПК. Так, был разработан неплохой диагностический комплекс по иридодиагностике, с помощью которого проводилось обследование радужной оболочки глаза для выявления заболеваний человека. Однако этот замысел не нашел в России ни своего врача, ни своего пациента. То же самое произошло с другими отечественными разработками. Битву за рынок страны выиграла импортная техника, ввозимая из-за рубежа. Но насколько это решило проблему компьютеризации медицинской отрасли?
Год 2000
"У вас сексуальные проблемы? Не волнуйтесь. Все ваши проблемы станут нашими. Только у нас в клинике вам поставят точный диагноз, назначат правильное лечение, и вы снова обретете уверенность в жизни. Наши специалисты и передовые компьютерные технологии помогут вам в этом." Такую или схожую рекламу каждый из нас может наблюдать ежедневно. И невольно возникает вопрос: почему в разговоре на тему об использовании компьютеров в медицине, как правило, речь идет лишь о диагностике? Насколько важна диагностика заболевания, понятно всем. Но, во-первых, одна диагностика – далеко не компьютеризация всей отрасли.
Во-вторых, диагностические центры, как правило, платные, а следовательно, могут обслужить лишь обеспеченную часть населения. Дело порой доходит до абсурда. В аптеке стоит коммерческая компьютерная установка, определяющая заболевания человека путем исследования ушной раковины. А рядом в поликлинике – один компьютер на всё учреждение, и то находящийся в отдаленной комнате. В разговоре о компьютеризации медицины многие могут со мной не согласиться и возразить: "Современные компьютерные технологии в российской медицине применяются давно и успешно". Действительно, сегодня ни одно серьезное обследование не проходит без компьютерной томографии или компьютерного "эха". Сложнейшая вычислительная техника используется во время тяжелых операций, при лечении отдельных заболеваний.
Но... речь идет не об этом, а о самом подходе. Не о применении компьютеров в тех или иных случаях, а о постоянном их использовании. Если в поликлинике заболел специалист, делающий "эхо", заменить его некем – другие работе с компьютером не обучены. Да и много ли компьютеров вы видели в наших поликлиниках?
А за "бугром"?
Чтобы представить, как должна быть компьютеризирована медицинская отрасль, приведем выдержки из публикации Константина Осадчего, клинического ординатора Академии им.Сеченова, проходившего стажировку в Америке. "Основным местом работы врача здесь является так называемая сестринская станция (nursing station), совершенно не напоминающая наши зажатые в узких проходах сестринские посты. Все сестринские станции в госпиталях оборудованы двумя-тремя круглосуточно работающими компьютерами, подключенными к сети.
Стандартное оснащение каждого сестринского поста дополняет лазерный принтер и иногда копировальный аппарат, а также 5-6 многоканальных телефонных аппаратов. Именно здесь, за барьером nursing station, и проводит большую часть времени врач, а комнаты, в противоположность нашим ординаторским, используются для проведения рабочих конференций, отдыха и ленча. Блоки интенсивной терапии и реанимации помимо стандартного оснащения дополнительно оборудованы еще одним-тремя компьютерами, телекамерами и телемониторами.
Кроме того, в некоторых блоках около каждой койки установлен терминал в виде дисплея и клавиатуры с трекболом, позволяющий персоналу осуществлять доступ к той или иной информации, не отходя от больного. В отличие от российских клиник лабораторные анализы выполняются за пару часов, и результаты тотчас же заносятся в компьютерную систему: врач в любой момент может, не дожидаясь прихода бланков, получить результаты тестов и сравнить их с предыдущими.
Кроме того, в соответствующие разделы заносятся отчеты и протоколы всех инструментальных методов исследования и операций. Итак, создается своеобразный компьютерный образ, или профиль, пациента, позволяющий быстро составить мнение о его состоянии и проводимом лечении".
Краткий постскриптум
Тянуться за загнивающими – дело бесперспективное. У каждого свой путь развития. У нас – он "особый". Мы продолжаем жить по "остаточному" принципу, когда "спасение утопающих – дело рук самих утопающих", хотя речь идет о здоровье нации. Вопрос в другом: почему это происходит? Сошлюсь на мнение все того же клинициста Константина Осадчего: "...Почему в нашей стране, обладающей достаточно высоким интеллектуальным потенциалом, подобные интегрированные системы не находят широкого применения? На мой взгляд, это связано не только с непростой экономической ситуацией, но и с известной косностью мышления наших врачей и чиновников от медицины...
*********************************************
Из выступления доктора Леонида Рошаль на Совещании в Минздраве в апреле 2011, в присутствии В. Путина и Т. Голиковой:
"...И в то же время разбрасываемся деньгами. Вот информатизация. Приезжаю в город. Захожу в поликлинику. Стоит компьютер. Спрашиваю: «Работает?» — «Мы договор заключили с московскими программистами, они нам ставят программу». Приезжаю в другой город, все то же: «Пока не работает. В Москве нашли фирму, заплатили деньги, они нам ставят…»
Что это такое?
Не можем столько лет сделать единую программу, передать во все поликлиники? Мы же переплачиваем огромные деньги.
А информатизация очень много дает. В Оренбурге в детской больнице мне дали пароль, и я из кабинета вошел в систему. Посмотрел регистратуру, вижу, какая очередь. «А кабинет врачебный можно?» — «Можно». — «А можно посмотреть, сколько больных этот педиатр принял в прошлый день?» — «Можно». — «А может, там есть дневник, и лечение, и назначения?» — «Есть, и в сеть объединены больница и 8 поликлиник!» Чего мы выдумываем? Возьмите посмотрите, сколько стоит, внедряйте.
Сейчас заговорили о кадрах. У нас, оказывается, не хватает 30% кадров на селе. А мы добавим, что и в городах тоже."
продолжение на стр 2



главная страница

Поликлинника на дому (о пользе домашнего компьютера) стр 2



Hosted by uCoz